Гвоздики для герцога
Как необычен этот мир – закулисье: кого тут только не встретишь, чего не услышишь. Вот перед выходом на сцену разогреваются артисты балета, в коридоре рыцарь в средневековом костюме распевается вместе со слугой, снуют электрики, а помощник режиссера проверяет, все ли готово к спектаклю, и по трансляции постоянно
несутся реплики: « Принесите, пожалуйста, реквизит», «Гримеров прошу подойти к графине», « Подайте розы для королевы!». Но вот звучат сигналы, артистов приглашают на сцену, за кулисами наступает тишина. Медленно плывет занавес – в спектакле
оживают герои со своими характерами и страстями… Полтора года назад вышел на сцену Красноярского театра оперы и балета Дмитрий Хворостовский. И, стоя рядом с ним за кулисами, можно было легко заметить волнение новичка (впрочем, оно свойственно не только дебютантам). И кто знает, может быть, в эти последние минуты перед выходом Дима вспомнит домашний концерт, на котором он четырехлетней крохой стоял на стуле среди собравшихся гостей и пел вместе с папой романс «Утро туманное», как ободрительно потом улыбались папины и мамины друзья, называя его в шутку «настоящим артистом». В доме Хворостовских музыка звучала всегда: симфоническая, камерная, русская народная, джазовая. Догмы не устанавливались, но вкус прививался. Сам Александр Степанович, отец Димы, еще мальчиком брал частные уроки у некогда знаменитой ученицы самого Рахманинова, много пел в концертах художественной самодеятельности.
– Моя мама по профессии врач, но она тоже прекрасно пела. Вероятно, и с папой они познакомились на одном из концертов. И я очень благодарен своим родителям за то, что они с такой любовью и терпением прививали мне азы моей будущей профессии, – говорит Дмитрий. Нет, в детстве не мечтал он стать артистом. Как все мальчишки, гонял во дворе футбол и думал о лаврах врача, в крайнем случае – химика, а домашние концерты были для Димы развлечением. Да и после окончания школы поступал сначала в технический вуз, чтобы стать, как отец, инженером. На родительском совете было решено, что нужно подать документы в педагогическое училище имени Горького, на музыкальное отделение. Но и тогда карьера оперного певца не одолевала юношу. Дима увлекался джазом.
– В училище была педагог Галина Алексеевна Астанина, – рассказывает Дмитрий, – она занималась со мной вокалом, и, надо сказать, очень бережно. Эти уроки заставили меня серьезно задуматься о профессии певца. 1982 год для Димы Хворостовского – точка отсчета его профессии: он поступил в Красноярский институт искусств, в класс профессора Екатерины Константиновны Иофель.
– Нынче на экзаменах я пел романс Мусоргского «Калистрат», Вольфа «Тайну» и немецкую тетрадь Гаврилина «Ганс и Гретта». Мне поставили пять с плюсом. И этот плюс, как, впрочем, и сама пятерка, – заслуга Екатерины Константиновны. Для меня она не просто педагог. Это мой товарищ, мой друг, творческий наставник. Взаимопонимание у нас полное. Ей иногда достаточно только посмотреть на меня, и понятно, что надо исправить. На сцене оперного театра студент Дмитрий Хворостовский делает пока первые шаги: спел Марулло в «Риголетто», Земнухова в «Молодой гвардии», Елецкого в «Пиковой даме». Он пристально следит за творчеством других певцов, у которых каждодневно учится и актерскому мастерству, и пластике, и технике пения. Тщательно готовится к новой партии – Роберта в «Иоланте». – Планы у меня, конечно, большие, – говорит Дмитрий. – На выпускных экзаменах через год предстоит спеть Евгения Онегина. Представляете, Онегина! Для такого образа я еще так молод. Нужно много накопить внутри, чтобы суметь передать и повесу, и денди, и человека разочарованного, для которого только любовь – спасение. Да и Роберт мне будет труден. По характеру, своему складу я не таков, как Роберт. Мне не свойственна эта бурная радость, необузданность страстей. А сценический образ хочется сделать ярким, запоминающимся.
Первые шаги на сцене, первые раздумья и сомненья. Для молодого певца они естественны, и пока будут сомнения – будет постоянный поиск своего «лица», своей творческой манеры. Очень скоро красоноярцы увидят и услышат новую работу студента института искусств Дмитрия Хворостовского – партию герцога Роберта.
Л. Загайнова